Учебный план НОО

Пояснительная записка
к учебному плану начального общего образования
МАОУ «СОШ № 8г. Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год (ФГОС НОО)
1-4 классы
Учебный план основной образовательной программы начального общего образования
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа № 8 г. Улан-Удэ» разработан в соответствии с требованиями:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18
декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г,
внесенными приказами Минобрнауки РФ в редакции, действующей на 01.09.2021г;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
Просвещения России от 22.03.2021 № 115;
Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России
от 20 мая 2020 г. N 254 с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом
Минпросвещения России от 23.12.2020 №766;
Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее СанПиН 2.4.2.3648-20);
Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организации и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, у
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 №16;
Устава МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Улан-Удэ».
Учебный план для 1 – 4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования и позволяет в полной мере
реализовывать цели Основной образовательной программы начального общего
образования и ориентирован на:
целостное гармоничное развитие личности, формирование общих способностей и эрудиции
в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого ученика на
основе сочетания высокого уровня начального образования с широким спектром
дополнительного образования в эмоционально привлекательной для обучающихся
образовательной среде;

формирование готовности к самообразованию, достижение определенного уровня
познавательной культуры и познавательных интересов обучающихся;
развитие в процессе обучения продуктивных видов и способов деятельности обучающихся;
создание условий для удовлетворения потребностей обучающихся в различных
образовательных маршрутах; реализацию принципа единства образовательного
пространства;
подготовку обучающихся к освоению образовательных программ основного общего
образования;
защиту обучающихся от некачественного образования.
В целях обеспечения возможности выбора родителями (законными представителями)
индивидуального образовательного маршрута обучающихся на ступени начального
общего образования Учебный план начального общего образования реализуется на основе
использования учебно-методических комплексов для начального общего образования:
«Школа России» и «Перспектива».
Структура учебного плана и содержание предметных областей в учебном плане
В учебном плане на 2021-2022 учебный год в необходимом объёме сохранено содержание
учебных программ, являющихся обязательными, обеспечивающими базовый уровень и
гарантирующими сохранение единого образовательного пространства на территории РФ.
Учебный план школы состоит из двух взаимосвязанных частей: обязательной и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть выполняет функцию образовательного стандарта, обеспечивает
изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта
общего образования, право на полноценное образование.
Базовый компонент обязательной части) представлен следующими предметами:
- начальное общее образование: русский язык, литературное чтение, родной язык,
литературное чтение на родном языке, иностранный язык (английский), математика,
окружающий мир, музыка, ИЗО, технология, физическая культура, Основы религиозной
культуры и светской этики. Данный учебный предмет изучается в 4-х классах, на его
изучение отведен 1 час в неделю.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, согласно приказу
Министерства образования Республики Бурятия от 26.06.2015г № 02-16/2100 «Об
опубликовании примерных основных образовательных программ начального общего и
основного общего образования, и организации преподавания бурятского языка и
литературы в общеобразовательных организациях Республики Бурятия» в целях
популяризации бурятского языка представлена учебным предметом «Бурятский язык». На
изучение данного предмета отводится 1 час в неделю во 2-4 классах.
Обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся в 1 и 2-х классах
первого полугодия и домашних заданий в 1-х классах первого полугодия. В первых
классах назначаются дополнительные недельные каникулы в феврале.

Особенности учебного плана начального образования по предметным областям
Начальная школа, сохраняя преемственность с дошкольным периодом детства,
обеспечивает дальнейшее становление личности ребёнка, его интеллектуальное,
социальное, физическое развитие. Приоритетными в начальных классах являются
воспитательные, общеучебные и развивающие функции.
У младших школьников формируется развёрнутая учебная деятельность (умение учиться)
путем овладения организационными, логикоречевыми, познавательными и контрольнооценочными умениями и навыками, личным опытом культуры поведения в социальной и
естественной среде, сотрудничества в разных видах деятельности. Образовательными
результатами этого этапа являются полноценные читательские, речевые, вычислительные
умения и навыки, общие знания о реальном мире в его связях и зависимостях, развитие
сенсорных умений, мышления, воображения, памяти, способности к творческому
самовыражению, личного ценностного отношения к труду, искусству, здоровью, умению
выполнять творческие задания.
Результативность обучения учащихся в значительной степени определяется уровнем
овладения ими общеучебными умениями и навыками. Их составляют:
-организационные (овладение школьниками рациональными способами организации
своего обучения);
-общепознавательные (умение наблюдать, размышлять, запоминать и воссоздавать
материал);
-общеречевые (основные элементы культуры слушания и речевой деятельности);
-контрольно-оценочные (усвоение учащимися способов проверки и самопроверки,
оценивание полученных результатов).
Названные виды общеучебных умений и навыков функционируют в системе
межпредметных связей и формируются беспрерывно на протяжении всего периода
начального обучения в соответствии с возможностями программного материала разных
предметов и обязательным учетом предшествующего уровня овладения им.
Организационные умения и навыки: выбирать оснащения для проведения уроков,
располагая его в нужном порядке; включаться в работу сразу после указания учителя;
придерживаться единых требований к выполнению письменных упражнений; различать
основные элементы учебной книги (обложка, корешок, страница), пользоваться
закладкой; вырабатывать правильную осанку во время чтения и письма.
Общеречевые умения и навыки: говорить в умеренном темпе, четко, свободно,
выразительно, с соответствующей силой голоса; сосредоточенно слушать учителя,
отвечать на вопросы в соответствии с известной моделью или свободно, связно (тремячетырьмя предложениями) передать услышанное, увиденное; с уважением обращаться к
учителю, ученикам.
Общепознавательные умения: выделять в предметах определенные признаки, различать
размер, форму, цвет, вкус и т.п.; находить в двух объектах одинаковые, похожие и
различные внешние признаки; сопоставлять группы предметов по одному существенному
признаку, замечать изменения в наблюдаемых объектах по ориентирам, указанным

учителем; сделать (с помощью учителя) вывод-обобщение после выполнения учебного
задания.
Контрольно-оценочные умения: выявить фактическую ошибку в ходе сопоставления
результатов собственной работы с образцом; оценивать итоги своей деятельности по
ориентирам, предложенным учителем (правильно, красиво, что именно; если ошибся, то в
чем, что следует изменить, чего избегать в последующей работе и др.).
Учебный план начального образования является базой для получения основного общего и
образования.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов
организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности
для формирования универсальных учебных действий учащихся.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена двумя
предметами «Русский язык» и «Литературное чтение»
Основные задачи содержания данной области: формирование первоначальных
представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как
средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Изучение предмета «Русский язык» в начальной школе направлено на развитие речи,
мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в
соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку.
Освоение учебного предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано
на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего
школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на
знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на
развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой
деятельности. На уроках чтения дети знакомятся с творчеством бурятских поэтов и
писателей.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
представлена двумя учебными предметами «Родной язык» и «Литературное чтение на
родном языке». Основная задача изучения данных предметов: формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие
диалогической и монологической устной речи, на родном языке, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. В
1-2 классах на изучение данных предметов отводится по 1 часу, в 3-4 классах по 0,5 часа в
неделю: в первом полугодии изучается учебный предмет «Родной язык», во втором –
«Литературное чтение на родном языке».
Предметная область «Иностранный язык»
В качестве иностранного языка изучается английский язык со 2 класса. Основные задачи
содержания данной области: формирование дружелюбного отношения и толерантности к

носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной
литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. Способствует
мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. При проведении занятий по
иностранному языку (2-4 классы) осуществляется деление классов на две группы.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом
«Математика», который изучается с 1 по 4 класс. Изучение математики в начальной
школе направлено на развитие математической речи, логического и алгоритмического
мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной
грамотности.
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»
реализуется в учебном предмете «Окружающий мир», который изучается с 1 по 4 класс по
2 часа в неделю. Основные задачи курса: формирование уважительного отношения к
семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, е
современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нём. Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме. Его содержание носит интегративный характер, объединяя
знания о природе, человеке и обществе, представляя младшим школьникам целостный и в
то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями,
формируя экологическую и культурологическую грамотность учащихся, нравственноэтические и безопасные нормы взаимодействия с окружающей природной и социальной
средой. Важнейшей составляющей курса является воспитание духовно-нравственной
личности, понимающей, принимающей и действующей согласно нравственным
ценностям, принятым в обществе, ценящей опыт предшествующих поколений, желающей
беречь культурное и историческое наследие предков. Личности, любящей своё Отечество,
осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции
народов, его населяющих. В процессе изучения предмета «Окружающий мир» учащиеся
овладевают системой элементарных естественнонаучных, обществоведческих,
исторических понятий, осваивают разные методы познания мира: наблюдение,
эксперимент, измерение, моделирование, классификация, что способствует успешному
продолжению учения в основной школе. В результате поисковой, экспериментальной,
исследовательской деятельности, работы с разными источниками информации у младших
школьников формируются не только предметные знания и умения, но и разные виды
универсальных учебных действий.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представлена
учебным предметом «ОРК и СЭ».
Основные задачи реализации содержания- воспитание способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных
представлений о светской этики, об отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России. По результатам опроса родителей учащихся
был выбран модули «Основы светской этики». Целью преподавания данного курса
является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур

и мировоззрений, и не предполагает обучение религии. Данный предмет изучается в 4
классе (1 час в неделю)
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и
«Изобразительное искусство».
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие
способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию
произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру. Также в рамках данных курсов
предполагается знакомство с музыкальным наследием Бурятии. Уроки изобразительного
искусства – это уроки эмоциональной разгрузки учащихся. На уроках учащиеся
знакомятся с теоретическими основами искусства, сами становятся творцами прекрасного,
узнают традиции, обычаи и культуру Бурятии. В результате изучения искусства у
обучающихся будут сформированы художественный вкус, интерес к искусству и
художественному творчеству, основы образного и ассоциативного мышления,
воображение и интуиция. Знакомство с лучшими произведениями музыкального и
изобразительного искусства, проникнутыми любовью к Родине, красоте родной природы,
народным традициям, духовным богатствам культуры ее народов, создаст условия для
развития нравственных и эстетических чувств учащихся, основ их музыкальной и
художественной культуры, гармоничного и оптимистичного восприятия мира.
Предметная область «Технология» состоит из учебного предмета «Технология»,
который направлен на формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности для решения прикладных задач с
использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов,
формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих
способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и
формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
деятельности.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом
«Физическая культура».
Основная цель его изучения – укрепление здоровья, содействие гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни.
Недельный учебный план начального общего образования
(пятидневная учебная неделя)
Предметные области

Русский язык и
литературное чтение

Учебные
Количество часов в неделю
предметы
(5-дневная неделя)
Классы
I
II
III
IV
Обязательная часть
Русский язык
4
4
4
4
Литературное
3
3
4
3
чтение

Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство

Родной язык (русский)

1

1

0,5

0,5

Литературное чтение на
родном языке (русском)
Иностранный язык
(английский)

1

1

0,5

0,5

–

2

2

2/2

Математика

5

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

ОРК и СЭ «Основы
светской этики»

-

-

-

1

Музыка
1
1
1
Изобразительное
1
1
1
искусство
Технология
Технология
1
1
1
Физическая культура Физическая культура
2
2
2
Итого:
21
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Бурятский язык
1
1

1
1
1
2
22

1

Итого:

21
23
23
23
Организационно-педагогические условия
Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и в первую смену;
в первых классах используется «ступенчатый» режим обучения (в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день
по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока в день по 40 минут каждый, 1 раз в неделю
- 5 уроков за счет урока физкультуры);
рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы
продолжительностью не менее 40 минут;
Начало учебных занятий - 08.00.
Продолжительность учебного года в I классе - 33 учебные недели, во II - IV классах 34 учебные недели.
Продолжительность урока во II - IV классах - 40 минут.
Периоды промежуточной аттестации - по четвертям. В I классах аттестация не
проводится.
При проведении занятий по учебному предмету «Английский язык» в 4 классах
делятся на две группы, при наполняемости класса 25 и более человек.
Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация в 1-4 классах проводится в апреле-мае текущего учебного года.
Для обучающихся 1 классов система бального оценивания не применяется.
В начальных классах в 2021-2022 учебном году установлены следующие формы контроля
за развитием обучающихся в предметной области:
Предметы
Русский язык

1 классы
2 классы
3 классы
Диагностичес Итоговая
Итоговая
кая работа за контрольная работа контрольная
год.
за год.
работа за год.

4 классы
Итоговая
контрольная
работа за год.

Литературное
чтение
Родной язык
Литературное
чтение на
родном языке
Английский
язык
Математика
Окружающий
мир
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Музыка

Диагностичес
кая работа
работа за год.
Тест
Тест

Итоговая
контрольная работа
за год.
Тест
Тест

Итоговая
контрольная
работа за год.
Тест
Тест

Итоговая
контрольная
работа за год.
Тест
Тест

Итоговое
тестирование.
Диагностичес Итоговая
кая работа за контрольная работа
год.
за год.
Диагностичес Итоговое
кая работа за тестирование
год.
-

Итоговое
тестирование.
Итоговая
контрольная
работа за год.
Итоговое
тестирование

Итоговое
тестирование.
Итоговая
контрольная
работа за год.
Итоговое
тестирование

Диагностичес
кая работа за
год.
Изобразительное Диагностичес
искусство
кая работа за
год.
Технология
Диагностичес
кая работа за
год.
Физическая
Итоговая
культура
диагностичес
кая работа.
Бурятский язык

-

Итоговое
тестирование.

Итоговое
тестирование.

Итоговое
тестирование.

Итоговое
тестирование.

Итоговое
тестирование.

Итоговое
тестирование.

Итоговое
тестирование.

Итоговая
контрольная
работа.
Итоговая
диагностическая
работа.
Итоговая
контрольная работа
за год.

Итоговая
контрольная
работа.
Итоговая
диагностичес
кая работа.
Итоговая
контрольная
работа за год.

Итоговая
контрольная
работа.
Итоговая
диагностичес
кая работа.
Итоговая
контрольная
работа за год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (3012) 22-52-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».